Книги моего детства

by - 06:51

(первая часть здесь)

     Мама запрещала мне брать много игрушек в отпуск. Поэтому в деревне я обходилась травками, стеклышками, ниточками и бабушкиными пуговицами из выцветшей жестяной банки. Там же жили пожелтевшие старые книжки, любимый кот, таз со свежесобранной клубникой, колючие молодые огурцы, кусты крыжовника, раскаленные камни в бане, поля ромашек и одуванчиков. Тихие песни бабушки и чудно туманные четыре утра. Страшные грозы - включали заземление антенны. Сладкие тычинки клевера, травинки щекотно касаются коленок. И небо. Большое, больше меня, больше дома и леса. 

     Память как будто пробудилась во мне; потому что каждое лето - новое, но хранит в себе столько других прекрасных лет. Продолжаю вспоминать книги, с которыми проводила все детские июни, июли и августы.

     



     Книги для внеклассного чтения "Родничок". Они издаются и теперь - и я с радостью и благоговением подарила их племяннице. Даже подумываю купить еще и приберечь для собственных детей. Светлые, добрые книги - о бабушкиных пирогах, холодной воде из колодца, грибах, ежах и лисицах. Рекомендую!

  


     Валентина Осеева - Волшебное слово. Из этой книги помню рассказ про девочку, которую в школе ругали за то, что у нее на рисунке трава синяя. А у нее просто не было зеленого карандаша, и подруга с ней не поделилась. Или про мальчика, которому сестра не давала краски, потому что он их испачкает, а он потом полез на дерево и упал, и сестра гладила его ушибленные коленки и обещала дать все краски. Каждый раз был такой - даже у меня маленькой вызывал стыд за плохие поступки и нежные слезы, когда все заканчивалось хорошо. Сейчас нашла это издание в интернете и вспомнила даже иллюстрации - работы художника Пахомова. Посмотрите, какие трогательные, живые.


 





     А. Зарецкий, А. Труханов, М. Зарецкая - Энциклопедия профессора Фортрана. Подарок моей бабушки, увлеченной техническими науками. Свою, как со многими другими экземплярами этого списка, я затаскала и потеряла, поэтому покупала у кого-то с рук. В детстве я даже не представляла, как компьютерные технологии и электроника плотно войдет в нашу жизнь. Энциклопедия была очень полезной, написана просто и интересно, с наглядными примерами. Объяснит, что такое алгоритм, модем, процессор, штрих-код, языки программирования, ЭВМ. Еще тут есть кроссворды, несколько мини-игр и даже трафарет для изготовления собственного бумажного компьютера. Книжка отлично подогревает интерес к этой сфере и учит самым первым логическим основам информационных технологий.


 


 


     Эдуард Успенский - Дядя Федор, пес и кот (иллюстрации Беломлинского). Кажется, мультфильм про Простоквашино я посмотрела раньше, чем прочла книгу. Обрадовалась, что историй в книге больше, и сам сюжет вообще разветвленнее. Хотя и мультфильм люблю сильно. Зато в книге был трактор Тр-Тр Митя, который любил сосиски и суп. В этой же книги была повесть "Гарантийные человечки" - про крошечных людей, которые живут в холодильнике, пылесосе или швейной машине и тщательно скрывают от людей свое существование. А угрожают им, конечно, дети, которые все пытаются разобрать.


 




     Корней Чуковский - Айболит. До того, как я стала читать эту книгу, я искренне не подозревала, что в повести о добром докторе на самом деле очень много персонажей: собака Авва, сова Бумба, утка Кика, прекрасный Тянитолкай, пираты, мальчик Пента и многие другие. Книжка выходила в Мурманском книжном издательстве, и иллюстраций в хорошем качестве, к сожалению, не найти.


  


 


     Николай Грибачев - А это мы! Название и автора пыталась вспомнить долго - что-то там про брянский лес, зайца Коську, медведя Потапа. Главы небольшие, ситуации и комичные, и поучительные. Мне нравилась реалистичность рисунков и то, что автор использовал много новых слов о природе, заставляя их запоминать - осока, омут, опушка. Узнавать времена года, названия трав и деревьев. Полезно для детей. Новую такую не видела.








     Г.Х. Андерсен - Стойкий оловянный солдатик. Тонкая книжка в мягкой обложке с рисунками Г.А.В.Траугот. Эти иллюстрации с мягкими цветовыми пятнами врезались в мою память - смотрю сейчас и узнаю воздушную батистовую юбку балерины, табакерку, зеркало, служившее озерцом, служанку с полными руками, разделывающую рыбу. Грустная сказка, о которой невозможно было не думать после прочтения, так же, как и забыть красивые застывшие глаза солдата и его возлюбленной.






    




     Таджикские народные сказки в переводе Клавдии Улуг-Заде. Книга привлекала необычной предметностью и новыми словами: не деревня, а кишлак. Не скатерть - дастархан. Не каша - плов. Не царь - падишах и дочь его красавица Наргиз. Поучительные сказки. Книга очень старая - 1964 года, поэтому иллюстрации найти сложно, да и не в них было дело. Почему-то пустыни, ослы, золотые дворцы, сады и чайханы я легко себе представляла и без картинок.




     Есть одна книжка из детства, которую я не могу вспомнить. Даже имена героев. Помню - тонкую бумажную обложку, картинку с берегом реки. И, кажется, там было несколько историй про одних и тех же друзей. Точно было что-то то ли про гусениц, то ли даже про шелкопряда. Какие-то домики еще. И когда одна ходила по деревенскому огороду, возле малиновых веток, за которыми меня не было видно, все представляла, что у меня тоже будут друзья, с которыми мы будем строить домики, зарывать стеклышки в землю, бегать за бабочками и ловить лягушек.


     И это самая прекрасная атмосфера, которую я видела в книгах и в которой жила сама.


You May Also Like

0 коммент.