Любопытное в январе: урбанистика, дыхание дома и круглосуточные хаски

     За декабрь накопилось много новых интересных ссылок и фактов. Небольшая подборка из серии "Любопытное в..." - мои находки из области искусства, науки, истории. Отрывки из книг, статей, интервью. Делюсь с вами.




1. Статья о простой жизни на сайте Monocler

     Мне встречались люди, равнодушные к убранству дворцовых интерьеров. В статье на сайте Monocler я обратила внимание на некое обоснование, другую сторону этих непревзойденных шедевров архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Все эти дома, где сейчас расположены музеи, университеты, библиотеки и другие учреждения, принадлежали богатейшим людям и были отражением их увлечений и образа жизни - роскошного, расточительного, полного излишеств. И когда мы говорим о простой жизни, осознанности, эко-отвественности, отказе от бездумного потребления, но при этом восхищаемся подобными явлениями искусства, следует подумать, нет ли здесь противоречий? Автор статьи, профессор философии Альфредского Университета Эмрис Вестакотт размышляет об этих несовпадениях и непонимании, что на самом деле означает "the simple life" и почему об этом важно задуматься современному человеку:


     Наше мышление о простоте и роскоши, бережливости и расточительности в корне несовместимы. Мы осуждаем роскошь, которая расточительна или безвкусна, и все же мы рекламируем памятники прошлых излишеств, такие как Запретный город в Пекине или дворцы в Версале как достойные восхищения. Правда состоит в том, что большая часть того, что мы называем «культурой», подпитывается разными формами расточительности и несдержанности.


     Cлучай простой жизни был наиболее убедителен, когда у большинства людей и не было особо выбора, кроме как жить таким образом. Традиционные аргументы в пользу простой жизни — это эффект рационализации необходимости. Но те же самые аргументы имеют меньшую стоимость, когда жизнь в умеренной простоте является выбором, одним из способов жизни среди многих. Тогда философию бережливости становится трудно продать.


     ...если наши современные методы изготовления, получения, расходов и обработки окажутся не в силах сделать это, то может наступить момент — и он может прийти совсем скоро — когда мы просто вынуждены будем повернуть в сторону простоты. В этом случае почтенная традиция обернется философией будущего.


2. Материал на The Village об урбанистических проектах и городских пространствах и проект SAGA

     Когда я впервые была в Хельсинки, обратила внимание на то, как просто и даже немного уныло выглядят детские игровые площадки. Тогда я списала это на какую-то национальную аскетичность и склонность к простоте. Но оказывается, все немного сложнее, как я узнала из материала на The Village:


     Хороший пример того, как должно быть устроено общественное пространство, — детские площадки в Скандинавии. Многие из них не раскрашены ядовитыми цветами и нашим чиновникам показались бы непривлекательными и даже убогими. Над ними работают профессиональные психологи и дизайнеры, а сделаны они из незаконченных элементов. Ребёнку приходится включать креатив, каждый раз достраивать эти незаконченные элементы, придумывать, что ему с этими штуками делать. Детская площадка не ставит ребёнка в рамки, а лишь намекает на то, как на ней можно играть. И это важно, потому что формируются другие люди, которые креативить начинают раньше, чем говорить.








     Вообще в этой статье, хоть она почти трехлетней давности, много интересных размышлений: об утрате соседских взаимоотношений, об опыте европейских стран в проектировании общественных пространств - не кафе или торговых центров, а именно мест для досуга. Здесь возникают вопросы и со стороны законодательства, и с точки зрения готовности горожан вообще выходить из зоны приватности. Социолог Олег Паченков отмечает - то, что нас так привлекает в европейских городах, зачастую и есть общественные пространства: ухоженные площади, скамейки на набережных, атмосфера доброго соседства с другими людьми. 

     Большую часть впечатлений, как ни странно занимают воспоминания об организации общественной жизни мест посещения. Улицы, тротуары, набережные, площади, дорожки, парковки, детские и игровые площадки, – все те места, где человек оказывается выйдя из дома. Те места, что принято называть публичным, открытым городским пространством, где проходит коллективная жизнь города. Эти пространства благоустраиваются, насыщаются малыми архитектурными формами и объектами уличного дизайна. Пространства создаются и распадаются, развиваются и реформируются, расцветают и регрессируют, живут своей не всегда понятной жизнью, подчиненной законам общественной жизни. Что нам больше всего нравиться у них? Обилие людей и жизни вне стен жилых помещений.

     Люди едут на велосипедах, сидят на множестве скамеек в парках и скверах, при этом и лежать на них не запрещается. Это же касается и зеленых газонов – у них газоны для людей, у нас – для его созерцания!


     Это уже фрагмент работы о "копенгагенизации" Юрия Панова на сайте проекта архитекторов, социологов и дизайнеров SAGA. Проект направлен на поиск принципов формирования общественных пространств в России на примере петербургских районов - Петроградской стороны и Коломны (подробнее о проекте). Ищет опорные точки, изучает центры скопления людей, их потребности, активность, направление потока. В Петербурге есть хорошие старты - например, пространство "Новой Голландии". Посмотрим, что будет получаться дальше. По итогам проекта, кстати, уже выпущена книга, хотелось бы почитать.

     Системомыследеятельностный подход разрабатывался в середине прошлого века в Московском методологическом кружке. Здесь хотели разработать собственный междисциплинарный, метаязык, который могли бы использовать специалисты разных областей и наук для решения сложных проблем и ситуаций, разработки проектов. Такая коллективная мыследеятельность. Заинтересовалась я этим - да и впервые услышала - в статье The Village от конфликтолога Елены Черновой. Как усадить за стол специалистов разных областей и помочь им прийти к решению, услышать друг друга? Как наладить коммуникацию? Это принципиально важный вопрос применительно к решению урбанистических проблем, которые зависят от множества инстанций, комитетов, собственников, советов, администраций, зачастую не готовых к всеобщему диалогу, круглому столу.


     Суть этих принципов состоит в том, что развитие — это прежде всего развитие мышления. Если возникла ситуация, при которой развитие техники стало опережать мышление, то нужно специально развивать мышление... Получили развитие представления о социотехнической системе, в которой функцию сборки целого осуществляет управленческая мыследеятельность. Альтернативой дроблению и специализации деятельности на множество «безответственных» звеньев стало представление о коллективной мыследеятельности. В конце 70-х годов стал практиковаться метод «восстановления», сборки деятельности, её переорганизации и развития: организационно-деятельностная игра (ОДИ). Все образовательные практики, развивающие мышление, работают с индивидуальным мышлением. В результате человек возвращается в старую ситуацию и не способен противостоять инерции функционирования. ОДИ позволяет развивать всю сферу деятельности за счёт того, что представители деятельности приобретают мыслительную потенцию восстанавливать целое и ставить цели развития этого целого.

     СМД-подход тем более интересен, так как он специфически развился на отечественном материале и опыте. Слепое копирование готовых решений западных стран не может быть привито обществу искусственно. И начинать нужно вовсе не с городской среды, а с личности, которая осознает свою потребность в коллективном и ответственность за окружающее.


4. Старинная поваренная книга Е.Молоховец



     По этой ссылке - кулинарный бестселлер 19 века для молодых хозяек. Супы всех видов - от молочных и масляных до рыбных и мясных. Похлебки, паштеты, пироги, заливное. Мороженое, суфле, постное меню. Отдельная глава "Принадлежности к супу". Всевозможные рецепты, причем такие, чтобы как можно более безотходно использовать продукты. Не то, чтобы я прямо сейчас собиралась что-то готовить по этим рецептам, но полистать интересно.





5. По этому пункту никакой ссылки нет, просто мои мысли на тему. 


     Я задумалась о том, что все события в жизни приобретают окраску только благодаря нашей реакции. Само по себе событие зачастую нейтрально. Расстройство или радость - выбираем мы. Хотя, если быть точнее, не выбираем, а подвергаемся первой реакции, вместо того чтобы объективно осмыслить, отрефлексировать ситуацию. К примеру, опоздал на работу, интересный проект по работе достался другому, и так далее. Не конец же света - но расстроить может надолго. Все дело только в нашем отношении. 

     Не то чтобы это сверхновая мысль, но мне кажется, только со временем осознаешь, насколько ты на самом деле в силе управлять своими реакциями, насколько ты ответственен за то, ощущаешь ты покой и радость или постоянно раздражен и не удовлетворен. У меня никогда не получалось "искать плюсы" в сложных ситуациях, мне это казалось банальным советом, не имеющим ничего общего с реальной жизнью. Но оказывается, другое понимание этого формулы вполне мне близко - понимание, что только я сама даю себе право расстраиваться или радоваться. 





6. Статья об интеллектуальном смирении


     В рамках курса Intellectual humility на сайте Coursera я читала статью Роберта Робертса, профессора Бэйлорского университета. Интересная мысль, обратившая на себя внимание: совершенно не случайно то, что большинство открытий совершаются великими людьми в молодом возрасте. 

     Он объясняет это словами американского астрофизика Субраманьяна Чандрасекара: с возрастом ученые склонны верить в то, что их взгляд единственно верный и относиться с высокомерием к неожиданным теориям. Но природа не раз опровергала научные предположения самых великих умов. Чандрасекар говорит, что собственное "я" ученого, вдохновленное успехами, может закрыть путь к дальнейшим открытиям. Все это хорошо себе напоминать в течение жизни, чтобы сохранять скромность и смирение в интеллектуальном плане.


7. Как дышит дом у японцев: из статьи о древней восточной архитектуре

     Статья на сайте Theory and Practice - отрывок из книги Сергея Кавтарадзе «Анатомия архитектуры». Очень интересный отрывок о том, как соблюдается чистота синтоистких святилищ - путем разбора здания и сбора на новом месте, а также чем это похоже на известные нам европейские фахверковые дома. если вы не слышали это название, то в любом случае видели, вот они:





     И вот что рассказывает Сергей Кавтарадзе о японском подходе к святейшим местам:

     Японским зодчим просто не могло прийти в голову противопоставлять себя природе и наводить в ней порядок. Для них допустимо лишь гармоничное включение в существующий строй вещей. Согласно представлениям синтоистов, мир един и все в нем, без каких-либо разрывов, пронизано божественной энергией тама (или, в буквальном переводе, душой), которая повсюду и во всем. Похоже на электромагнитное поле в физике, только ведет себя несколько иначе. Тама способна сгущаться, концентрируя свою силу. Если такая концентрация случается внутри какого-то предмета или живого существа, то такой предмет или такое существо становится богом. Причем речь идет не о европейских духах места, обитающих где-то поблизости, а именно о том, что красивая скала, в которой сгустилась тама, сама становится божеством, точнее, телом божества. 

...Исэ-дзингу — главное синтоистское святилище. Предполагается, что здесь хранятся императорские регалии — зеркало, меч и яшмовые подвески (или, по крайней мере, одна из них — бронзовое зеркало)... По официальной хронологии, комплекс существует с IV века до н.э. Во имя соблюдения ритуальной чистоты деревянные сооружения каждые 20 лет разбираются и воспроизводятся на резервной площадке. И так уже 1300 лет.      

     То, что синтоистское святилище мыслится как нечто живое, подтверждает и другой обычай. В жизни такого здания есть свой ритм, как у нас есть ритм шагов или дыхания. Каждые 20 лет постройка разбирается и воссоздается на резервном участке. Еще через 20 лет возвращается на прежнее место. Без этого приема деревянные сооружения вряд ли дошли бы до нас через столетия. В Европе, кстати, существует похожая практика. Фахверковые дома, те самые, что пленяют нас в иллюстрациях к сказкам Андерсена (деревянные брусья составляют каркас, заполненный легкими материалами), тоже разбирались и воссоздавались заново, только гораздо реже — раз в несколько столетий.


7. Хаски онлайн



     Напоследок - круглосуточный видеострим из Ижевска о жизни щенят породы хаски, которые родились в ноябре 2016 года. Прекрасная терапия наблюдения за пушистыми играющими существами. Или спящими. В общем, в любое время суток можно зайти и расслабиться.


You May Also Like

0 коммент.