Любопытное в январе: урбанистика, дыхание дома и круглосуточные хаски
За декабрь накопилось много новых интересных ссылок и фактов. Небольшая подборка из серии "Любопытное в..." - мои находки из области искусства, науки, истории. Отрывки из книг, статей, интервью. Делюсь с вами.
Когда я впервые была в Хельсинки, обратила внимание на то, как просто и даже немного уныло выглядят детские игровые площадки. Тогда я списала это на какую-то национальную аскетичность и склонность к простоте. Но оказывается, все немного сложнее, как я узнала из материала на The Village:
Хороший пример того, как должно быть устроено общественное пространство, — детские площадки в Скандинавии. Многие из них не раскрашены ядовитыми цветами и нашим чиновникам показались бы непривлекательными и даже убогими. Над ними работают профессиональные психологи и дизайнеры, а сделаны они из незаконченных элементов. Ребёнку приходится включать креатив, каждый раз достраивать эти незаконченные элементы, придумывать, что ему с этими штуками делать. Детская площадка не ставит ребёнка в рамки, а лишь намекает на то, как на ней можно играть. И это важно, потому что формируются другие люди, которые креативить начинают раньше, чем говорить.
Вообще в этой статье, хоть она почти трехлетней давности, много интересных размышлений: об утрате соседских взаимоотношений, об опыте европейских стран в проектировании общественных пространств - не кафе или торговых центров, а именно мест для досуга. Здесь возникают вопросы и со стороны законодательства, и с точки зрения готовности горожан вообще выходить из зоны приватности. Социолог Олег Паченков отмечает - то, что нас так привлекает в европейских городах, зачастую и есть общественные пространства: ухоженные площади, скамейки на набережных, атмосфера доброго соседства с другими людьми.
1. Статья о простой жизни на сайте Monocler
Мне встречались люди, равнодушные к убранству дворцовых интерьеров. В статье на сайте Monocler я обратила внимание на некое обоснование, другую сторону этих непревзойденных шедевров архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Все эти дома, где сейчас расположены музеи, университеты, библиотеки и другие учреждения, принадлежали богатейшим людям и были отражением их увлечений и образа жизни - роскошного, расточительного, полного излишеств. И когда мы говорим о простой жизни, осознанности, эко-отвественности, отказе от бездумного потребления, но при этом восхищаемся подобными явлениями искусства, следует подумать, нет ли здесь противоречий? Автор статьи, профессор философии Альфредского Университета Эмрис Вестакотт размышляет об этих несовпадениях и непонимании, что на самом деле означает "the simple life" и почему об этом важно задуматься современному человеку:
Наше мышление о простоте и роскоши, бережливости и расточительности в корне несовместимы. Мы осуждаем роскошь, которая расточительна или безвкусна, и все же мы рекламируем памятники прошлых излишеств, такие как Запретный город в Пекине или дворцы в Версале как достойные восхищения. Правда состоит в том, что большая часть того, что мы называем «культурой», подпитывается разными формами расточительности и несдержанности.
Cлучай простой жизни был наиболее убедителен, когда у большинства людей и не было особо выбора, кроме как жить таким образом. Традиционные аргументы в пользу простой жизни — это эффект рационализации необходимости. Но те же самые аргументы имеют меньшую стоимость, когда жизнь в умеренной простоте является выбором, одним из способов жизни среди многих. Тогда философию бережливости становится трудно продать.
...если наши современные методы изготовления, получения, расходов и обработки окажутся не в силах сделать это, то может наступить момент — и он может прийти совсем скоро — когда мы просто вынуждены будем повернуть в сторону простоты. В этом случае почтенная традиция обернется философией будущего.
2. Материал на The Village об урбанистических проектах и городских пространствах и проект SAGA
Мне встречались люди, равнодушные к убранству дворцовых интерьеров. В статье на сайте Monocler я обратила внимание на некое обоснование, другую сторону этих непревзойденных шедевров архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Все эти дома, где сейчас расположены музеи, университеты, библиотеки и другие учреждения, принадлежали богатейшим людям и были отражением их увлечений и образа жизни - роскошного, расточительного, полного излишеств. И когда мы говорим о простой жизни, осознанности, эко-отвественности, отказе от бездумного потребления, но при этом восхищаемся подобными явлениями искусства, следует подумать, нет ли здесь противоречий? Автор статьи, профессор философии Альфредского Университета Эмрис Вестакотт размышляет об этих несовпадениях и непонимании, что на самом деле означает "the simple life" и почему об этом важно задуматься современному человеку:
Наше мышление о простоте и роскоши, бережливости и расточительности в корне несовместимы. Мы осуждаем роскошь, которая расточительна или безвкусна, и все же мы рекламируем памятники прошлых излишеств, такие как Запретный город в Пекине или дворцы в Версале как достойные восхищения. Правда состоит в том, что большая часть того, что мы называем «культурой», подпитывается разными формами расточительности и несдержанности.
Cлучай простой жизни был наиболее убедителен, когда у большинства людей и не было особо выбора, кроме как жить таким образом. Традиционные аргументы в пользу простой жизни — это эффект рационализации необходимости. Но те же самые аргументы имеют меньшую стоимость, когда жизнь в умеренной простоте является выбором, одним из способов жизни среди многих. Тогда философию бережливости становится трудно продать.
...если наши современные методы изготовления, получения, расходов и обработки окажутся не в силах сделать это, то может наступить момент — и он может прийти совсем скоро — когда мы просто вынуждены будем повернуть в сторону простоты. В этом случае почтенная традиция обернется философией будущего.
2. Материал на The Village об урбанистических проектах и городских пространствах и проект SAGA
Когда я впервые была в Хельсинки, обратила внимание на то, как просто и даже немного уныло выглядят детские игровые площадки. Тогда я списала это на какую-то национальную аскетичность и склонность к простоте. Но оказывается, все немного сложнее, как я узнала из материала на The Village:
Хороший пример того, как должно быть устроено общественное пространство, — детские площадки в Скандинавии. Многие из них не раскрашены ядовитыми цветами и нашим чиновникам показались бы непривлекательными и даже убогими. Над ними работают профессиональные психологи и дизайнеры, а сделаны они из незаконченных элементов. Ребёнку приходится включать креатив, каждый раз достраивать эти незаконченные элементы, придумывать, что ему с этими штуками делать. Детская площадка не ставит ребёнка в рамки, а лишь намекает на то, как на ней можно играть. И это важно, потому что формируются другие люди, которые креативить начинают раньше, чем говорить.
Большую часть впечатлений, как ни странно занимают воспоминания об организации общественной жизни мест посещения. Улицы, тротуары, набережные, площади, дорожки, парковки, детские и игровые площадки, – все те места, где человек оказывается выйдя из дома. Те места, что принято называть публичным, открытым городским пространством, где проходит коллективная жизнь города. Эти пространства благоустраиваются, насыщаются малыми архитектурными формами и объектами уличного дизайна. Пространства создаются и распадаются, развиваются и реформируются, расцветают и регрессируют, живут своей не всегда понятной жизнью, подчиненной законам общественной жизни. Что нам больше всего нравиться у них? Обилие людей и жизни вне стен жилых помещений.
Люди едут на велосипедах, сидят на множестве скамеек в парках и скверах, при этом и лежать на них не запрещается. Это же касается и зеленых газонов – у них газоны для людей, у нас – для его созерцания!
Это уже фрагмент работы о "копенгагенизации" Юрия Панова на сайте проекта архитекторов, социологов и дизайнеров SAGA. Проект направлен на поиск принципов формирования общественных пространств в России на примере петербургских районов - Петроградской стороны и Коломны (подробнее о проекте). Ищет опорные точки, изучает центры скопления людей, их потребности, активность, направление потока. В Петербурге есть хорошие старты - например, пространство "Новой Голландии". Посмотрим, что будет получаться дальше. По итогам проекта, кстати, уже выпущена книга, хотелось бы почитать.
Люди едут на велосипедах, сидят на множестве скамеек в парках и скверах, при этом и лежать на них не запрещается. Это же касается и зеленых газонов – у них газоны для людей, у нас – для его созерцания!
Это уже фрагмент работы о "копенгагенизации" Юрия Панова на сайте проекта архитекторов, социологов и дизайнеров SAGA. Проект направлен на поиск принципов формирования общественных пространств в России на примере петербургских районов - Петроградской стороны и Коломны (подробнее о проекте). Ищет опорные точки, изучает центры скопления людей, их потребности, активность, направление потока. В Петербурге есть хорошие старты - например, пространство "Новой Голландии". Посмотрим, что будет получаться дальше. По итогам проекта, кстати, уже выпущена книга, хотелось бы почитать.
Системомыследеятельностный подход разрабатывался в середине прошлого века в Московском методологическом кружке. Здесь хотели разработать собственный междисциплинарный, метаязык, который могли бы использовать специалисты разных областей и наук для решения сложных проблем и ситуаций, разработки проектов. Такая коллективная мыследеятельность. Заинтересовалась я этим - да и впервые услышала - в статье The Village от конфликтолога Елены Черновой. Как усадить за стол специалистов разных областей и помочь им прийти к решению, услышать друг друга? Как наладить коммуникацию? Это принципиально важный вопрос применительно к решению урбанистических проблем, которые зависят от множества инстанций, комитетов, собственников, советов, администраций, зачастую не готовых к всеобщему диалогу, круглому столу.
Суть этих принципов состоит в том, что развитие — это прежде всего развитие мышления. Если возникла ситуация, при которой развитие техники стало опережать мышление, то нужно специально развивать мышление... Получили развитие представления о социотехнической системе, в которой функцию сборки целого осуществляет управленческая мыследеятельность. Альтернативой дроблению и специализации деятельности на множество «безответственных» звеньев стало представление о коллективной мыследеятельности. В конце 70-х годов стал практиковаться метод «восстановления», сборки деятельности, её переорганизации и развития: организационно-деятельностная игра (ОДИ). Все образовательные практики, развивающие мышление, работают с индивидуальным мышлением. В результате человек возвращается в старую ситуацию и не способен противостоять инерции функционирования. ОДИ позволяет развивать всю сферу деятельности за счёт того, что представители деятельности приобретают мыслительную потенцию восстанавливать целое и ставить цели развития этого целого.
СМД-подход тем более интересен, так как он специфически развился на отечественном материале и опыте. Слепое копирование готовых решений западных стран не может быть привито обществу искусственно. И начинать нужно вовсе не с городской среды, а с личности, которая осознает свою потребность в коллективном и ответственность за окружающее.
4. Старинная поваренная книга Е.Молоховец
По этой ссылке - кулинарный бестселлер 19 века для молодых хозяек. Супы всех видов - от молочных и масляных до рыбных и мясных. Похлебки, паштеты, пироги, заливное. Мороженое, суфле, постное меню. Отдельная глава "Принадлежности к супу". Всевозможные рецепты, причем такие, чтобы как можно более безотходно использовать продукты. Не то, чтобы я прямо сейчас собиралась что-то готовить по этим рецептам, но полистать интересно.
5. По этому пункту никакой ссылки нет, просто мои мысли на тему.
6. Статья об интеллектуальном смирении
В рамках курса Intellectual humility на сайте Coursera я читала статью Роберта Робертса, профессора Бэйлорского университета. Интересная мысль, обратившая на себя внимание: совершенно не случайно то, что большинство открытий совершаются великими людьми в молодом возрасте.
Он объясняет это словами американского астрофизика Субраманьяна Чандрасекара: с возрастом ученые склонны верить в то, что их взгляд единственно верный и относиться с высокомерием к неожиданным теориям. Но природа не раз опровергала научные предположения самых великих умов. Чандрасекар говорит, что собственное "я" ученого, вдохновленное успехами, может закрыть путь к дальнейшим открытиям. Все это хорошо себе напоминать в течение жизни, чтобы сохранять скромность и смирение в интеллектуальном плане.
7. Как дышит дом у японцев: из статьи о древней восточной архитектуре
Статья на сайте Theory and Practice - отрывок из книги Сергея Кавтарадзе «Анатомия архитектуры». Очень интересный отрывок о том, как соблюдается чистота синтоистких святилищ - путем разбора здания и сбора на новом месте, а также чем это похоже на известные нам европейские фахверковые дома. если вы не слышали это название, то в любом случае видели, вот они:

И вот что рассказывает Сергей Кавтарадзе о японском подходе к святейшим местам:
Японским зодчим просто не могло прийти в голову противопоставлять себя природе и наводить в ней порядок. Для них допустимо лишь гармоничное включение в существующий строй вещей. Согласно представлениям синтоистов, мир един и все в нем, без каких-либо разрывов, пронизано божественной энергией тама (или, в буквальном переводе, душой), которая повсюду и во всем. Похоже на электромагнитное поле в физике, только ведет себя несколько иначе. Тама способна сгущаться, концентрируя свою силу. Если такая концентрация случается внутри какого-то предмета или живого существа, то такой предмет или такое существо становится богом. Причем речь идет не о европейских духах места, обитающих где-то поблизости, а именно о том, что красивая скала, в которой сгустилась тама, сама становится божеством, точнее, телом божества.
...Исэ-дзингу — главное синтоистское святилище. Предполагается, что здесь хранятся императорские регалии — зеркало, меч и яшмовые подвески (или, по крайней мере, одна из них — бронзовое зеркало)... По официальной хронологии, комплекс существует с IV века до н.э. Во имя соблюдения ритуальной чистоты деревянные сооружения каждые 20 лет разбираются и воспроизводятся на резервной площадке. И так уже 1300 лет.
То, что синтоистское святилище мыслится как нечто живое, подтверждает и другой обычай. В жизни такого здания есть свой ритм, как у нас есть ритм шагов или дыхания. Каждые 20 лет постройка разбирается и воссоздается на резервном участке. Еще через 20 лет возвращается на прежнее место. Без этого приема деревянные сооружения вряд ли дошли бы до нас через столетия. В Европе, кстати, существует похожая практика. Фахверковые дома, те самые, что пленяют нас в иллюстрациях к сказкам Андерсена (деревянные брусья составляют каркас, заполненный легкими материалами), тоже разбирались и воссоздавались заново, только гораздо реже — раз в несколько столетий.
7. Хаски онлайн
Напоследок - круглосуточный видеострим из Ижевска о жизни щенят породы хаски, которые родились в ноябре 2016 года. Прекрасная терапия наблюдения за пушистыми играющими существами. Или спящими. В общем, в любое время суток можно зайти и расслабиться.
Суть этих принципов состоит в том, что развитие — это прежде всего развитие мышления. Если возникла ситуация, при которой развитие техники стало опережать мышление, то нужно специально развивать мышление... Получили развитие представления о социотехнической системе, в которой функцию сборки целого осуществляет управленческая мыследеятельность. Альтернативой дроблению и специализации деятельности на множество «безответственных» звеньев стало представление о коллективной мыследеятельности. В конце 70-х годов стал практиковаться метод «восстановления», сборки деятельности, её переорганизации и развития: организационно-деятельностная игра (ОДИ). Все образовательные практики, развивающие мышление, работают с индивидуальным мышлением. В результате человек возвращается в старую ситуацию и не способен противостоять инерции функционирования. ОДИ позволяет развивать всю сферу деятельности за счёт того, что представители деятельности приобретают мыслительную потенцию восстанавливать целое и ставить цели развития этого целого.
СМД-подход тем более интересен, так как он специфически развился на отечественном материале и опыте. Слепое копирование готовых решений западных стран не может быть привито обществу искусственно. И начинать нужно вовсе не с городской среды, а с личности, которая осознает свою потребность в коллективном и ответственность за окружающее.
4. Старинная поваренная книга Е.Молоховец
По этой ссылке - кулинарный бестселлер 19 века для молодых хозяек. Супы всех видов - от молочных и масляных до рыбных и мясных. Похлебки, паштеты, пироги, заливное. Мороженое, суфле, постное меню. Отдельная глава "Принадлежности к супу". Всевозможные рецепты, причем такие, чтобы как можно более безотходно использовать продукты. Не то, чтобы я прямо сейчас собиралась что-то готовить по этим рецептам, но полистать интересно.
5. По этому пункту никакой ссылки нет, просто мои мысли на тему.
Я задумалась о том, что все события в жизни приобретают окраску только благодаря нашей реакции. Само по себе событие зачастую нейтрально. Расстройство или радость - выбираем мы. Хотя, если быть точнее, не выбираем, а подвергаемся первой реакции, вместо того чтобы объективно осмыслить, отрефлексировать ситуацию. К примеру, опоздал на работу, интересный проект по работе достался другому, и так далее. Не конец же света - но расстроить может надолго. Все дело только в нашем отношении.
Не то чтобы это сверхновая мысль, но мне кажется, только со временем осознаешь, насколько ты на самом деле в силе управлять своими реакциями, насколько ты ответственен за то, ощущаешь ты покой и радость или постоянно раздражен и не удовлетворен. У меня никогда не получалось "искать плюсы" в сложных ситуациях, мне это казалось банальным советом, не имеющим ничего общего с реальной жизнью. Но оказывается, другое понимание этого формулы вполне мне близко - понимание, что только я сама даю себе право расстраиваться или радоваться.
6. Статья об интеллектуальном смирении
В рамках курса Intellectual humility на сайте Coursera я читала статью Роберта Робертса, профессора Бэйлорского университета. Интересная мысль, обратившая на себя внимание: совершенно не случайно то, что большинство открытий совершаются великими людьми в молодом возрасте.
Он объясняет это словами американского астрофизика Субраманьяна Чандрасекара: с возрастом ученые склонны верить в то, что их взгляд единственно верный и относиться с высокомерием к неожиданным теориям. Но природа не раз опровергала научные предположения самых великих умов. Чандрасекар говорит, что собственное "я" ученого, вдохновленное успехами, может закрыть путь к дальнейшим открытиям. Все это хорошо себе напоминать в течение жизни, чтобы сохранять скромность и смирение в интеллектуальном плане.
7. Как дышит дом у японцев: из статьи о древней восточной архитектуре
Статья на сайте Theory and Practice - отрывок из книги Сергея Кавтарадзе «Анатомия архитектуры». Очень интересный отрывок о том, как соблюдается чистота синтоистких святилищ - путем разбора здания и сбора на новом месте, а также чем это похоже на известные нам европейские фахверковые дома. если вы не слышали это название, то в любом случае видели, вот они:

Японским зодчим просто не могло прийти в голову противопоставлять себя природе и наводить в ней порядок. Для них допустимо лишь гармоничное включение в существующий строй вещей. Согласно представлениям синтоистов, мир един и все в нем, без каких-либо разрывов, пронизано божественной энергией тама (или, в буквальном переводе, душой), которая повсюду и во всем. Похоже на электромагнитное поле в физике, только ведет себя несколько иначе. Тама способна сгущаться, концентрируя свою силу. Если такая концентрация случается внутри какого-то предмета или живого существа, то такой предмет или такое существо становится богом. Причем речь идет не о европейских духах места, обитающих где-то поблизости, а именно о том, что красивая скала, в которой сгустилась тама, сама становится божеством, точнее, телом божества.
...Исэ-дзингу — главное синтоистское святилище. Предполагается, что здесь хранятся императорские регалии — зеркало, меч и яшмовые подвески (или, по крайней мере, одна из них — бронзовое зеркало)... По официальной хронологии, комплекс существует с IV века до н.э. Во имя соблюдения ритуальной чистоты деревянные сооружения каждые 20 лет разбираются и воспроизводятся на резервной площадке. И так уже 1300 лет.
То, что синтоистское святилище мыслится как нечто живое, подтверждает и другой обычай. В жизни такого здания есть свой ритм, как у нас есть ритм шагов или дыхания. Каждые 20 лет постройка разбирается и воссоздается на резервном участке. Еще через 20 лет возвращается на прежнее место. Без этого приема деревянные сооружения вряд ли дошли бы до нас через столетия. В Европе, кстати, существует похожая практика. Фахверковые дома, те самые, что пленяют нас в иллюстрациях к сказкам Андерсена (деревянные брусья составляют каркас, заполненный легкими материалами), тоже разбирались и воссоздавались заново, только гораздо реже — раз в несколько столетий.
7. Хаски онлайн
Напоследок - круглосуточный видеострим из Ижевска о жизни щенят породы хаски, которые родились в ноябре 2016 года. Прекрасная терапия наблюдения за пушистыми играющими существами. Или спящими. В общем, в любое время суток можно зайти и расслабиться.

3 коммент.
Американские работники теснее давно сделали, что в употребление соли уменьшить всего на 3 грамма сутки, то вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний (неподражаемо инсультов и инфарктов) сократится наполовину. Некоторые страны уже воспользовались результатами сего изыскание и решили принять кое-какие превентивные меры. Примером может послужить Финляндия, где еще в 70-х годах минувшего века начали информационную кампанию, призывавшую уменьшить употребление соли с 12 граммов до 9 граммов ежедневно nashinogi. И в медики заметили итоги: в стране резко сократилось количество больных с ишемической хворью сердца и инфарктом на 75% и 80% соответственно. И, что на, возросла длительность жизни на 5-6 лет.
ОтветитьУдалитьАмериканские ученые уже давно сделали, что если употребление соли убавить всего на 3 грамма в, то вероятность развития сердечно-сосудистых болезней (тем инсультов и инфарктов) сократится наполовину. Некоторые страны теснее воспользовались плодами сего изыскание и решили принять кое-какие превентивные меры. Примером имеет послужить Финляндия, где еще в 70-х годах прошлого века начали информационную кампанию, призывавшую сократить потребление соли с 12 граммов до 9 граммов повседневно nashinogi. И в медики заметили результаты: в стране резко сократилось число больных с ишемической заболеванием сердца и инфарктом на 75% и 80% с. И, собственно на, увеличилась продолжительность жизни на 5-6 лет.
ОтветитьУдалитьАмериканские научные теснее издавна пришли к выводу, что в употребление соли убавить всего на 3 грамма сутки, то возможность развития сердечно-сосудистых заболеваний (неподражаемо инсультов и инфарктов) сократится наполовину. Некоторые страны теснее воспользовались плодами этого исследование и решение принять кое-какие превентивные меры. Примером имеет послужить Финляндия, где еще в 70-х годах минувшего века начали информационную кампанию, призывавшую сократить потребление соли с 12 граммов до 9 граммов каждый nashinogi. И в врачи увидели результаты: в стране быстро сократилось число пациентов с ишемической болезнью сердца и инсультом на 75% и 80% соответственно. И, что внимание, увеличилась длительность жизни на 5-6 лет.
ОтветитьУдалить