Пасхальные перезвоны Вологды

by - 12:49

К названиям Костромской, Ярославской и других ближайших областей мы легко добавляем термин - средняя полоса. Всегда так говорили. И кажется, несет это какой-то оттенок серости, средненькости. Средняя полоса - не жарко, не холодно. Не плохо, не хорошо. Но стоит подумать в сторону срединности, центральности - и оттенок меняется. Сердце России. Золотое кольцо. Колыбель православной и всей русской культуры.
     Кострома и Вологда часто попадают в списки рекомендуемых мест для отпуска в России, и я подтверждаю: ехать - стоит! Рассказ о нашей майской поездке начну с Вологды.

Ехать без перерыва из Петербурга в Кострому далеко - почти девятьсот километров. Решено было сделать остановку в Вологде. По пути остановились в Тихвине - случайно, увидев яркий голубой купол чуть вдали от дороги. Это Тихвинский мужской монастырь.

Территория монастыря большая - и звонница, и белая ограда с башнями, и Успенский собор, яркий и светлый на фоне весеннего неба. Чудная роспись сводов и стен. Здесь находится великая святыня - Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. По легенде, икона очень древняя и написана Лукой, автором Евангелия.

Под этим роскошным шатром находится икона в сияющем золотом окладе.

Впереди у нас было еще много монастырей и соборов. Двинулись дальше, в Вологду. Смешной случай. Двое парней с вещами голосовали на обочине, в руках табличка: "Череп овец" (в две строчки). Пока я думала о том, почему не "череп овцы" и стоит ли помогать людям, везущим с собой останки животного, до меня дошло, что Череповец - город в Вологодской области. Вот это сила переноса. Очень смеялись потом.

По дороге впервые видели птиц, летящих клином. Удивительная стройность.

"В доме, где резной палисад...". Название "Палисад" нас покорило - как ещё можно назвать гостиницу в Вологде? Забронировали номер. Он оказался уютным, с хорошей звукоизоляцией и удобной постелью - рекомендую! Расположение идеальное, вплотную к пешеходной зоне, где начинается историческая часть города - и самая интересная.

Приехали за час до темноты. Очень быстро вышли на главную площадь, полную красот: Софийский собор с колокольней, Александро-Невская церковь, Музей вологодского кружева, Вологодский Кремль. Но достопримечательности оставили на завтра. Вечер сгущался, хотелось никуда не спешить, идти по тихой набережной, понемногу разжимая свой внутренний ритм, привезенный из большого города - до мягких и неторопливых шагов.

Тишина. Лёгкий и густой воздух - со вкусом первых весенних трав и сухой пыли. Один берег высокий, укутанный округлыми кустами; другой - лишь линия, граница земного и зеркального. Удивительная, тонкая красота.

Ночь в Вологде пришлась с 30 апреля на 1 мая - празднование Пасхи. Позже сообразили, какой удачей было посетить монастыри и православные святыни в пасхальную седьмицу. Легли в гостиничные кровати и услышали тихий перезвон колоколов - совсем рядом. Не мешало нисколько - наполняло покоем.

Утром отправились снова на площадь. Если честно, я не ожидала, что будет так интересно и красиво. Вологда - небольшой город, меньше трехсот тысяч человек. Но как же все удобно вблизи Кремля и набережной, обустроено для туристов - в самом хорошем смысле! С удовольствием гуляют приезжие и местные, едут на велосипеде вдоль реки. На площади с раннего утра ярмарочное веселье - колоритные народные сувениры, лапти, глиняная посуда, игрушки, свистульки, роспись.

Архитектурный ансамбль Кремлевской площади образуют бывший Воскресенский собор, где сейчас художественный музей (невысокий, желтый, с широким куполом, слева), прямо за ним - башня колокольни Софийского собора, пять серебристых куполов - это сам Софийский собор. На переднем плане кажется огромной, но на самом деле небольшая церковь Александра Невского.

На колокольню вход открывался позже, поэтому направились в музей кружева. Тончайшие работы. Льняные нити изящно наслаиваются, где-то вплетаются золотые и серебряные капли. Я видела, как вяжет крючком бабушка, пробовала сама. Но плести на сорока деревянных коклюшках - это что-то невероятное!

А это узор "Парашюты и самолеты"!

Отдельно посетили выставку немецкого кружева - очень тонкие изделия, в основном черные, с необычной формой и объемом.

Возвращаемся к колокольне и начинаем подъем. Колокольня - восьмиугольная в основании, несколько ярусов, сияющие бирюзовые карнизы, часы и смотровая площадка. Здесь установлены старинные колокола - некоторые отлиты еще в 17 веке.

И вид на реку Вологду, площадь, воскресную ярмарку и стройные ряды деревянных вологодских домов.

Софийский собор был первым каменным зданием города. Скромно-белый снаружи, внутри он полон лиц и фигур - стены и своды расписаны полностью. Каждый крошечный кусочек камня покрыт известковой грунтовкой, укреплен гвоздями; поверх процарапан основной контур, затем - роспись темперными или клеевыми красками. Лики, одежды, орнаменты. Четыре яруса мучеников, воинов, царей и князей. Благоговение перед древним.

Мы немного прогулялись по остальному городу - на другой, более оживленной и современной площади Революции шли первомайские концерты, было шумно и весело. Остальные церкви, которые значились как достопримечательности Вологды, в основном оказались в плохом состоянии, некоторые вовсе закрыты. Зато мы увидели множество деревянных домов, будто покрытых кружевом наличников, палисадов, балконов. Порадовала тенденция оформления современных домов в таком же стиле - красивое продолжение традиции.

Обедали мы в кафе Огород - это что-то вроде столовой, где всегда много людей и цены очень низкие. В теплый день работал уличный мангал, и мы попали на вкуснейший шашлык!

Последней точкой в Вологде был Спасо-Прилуцкий монастырь, в районе Прилуки. Он выделяется издалека цветными башенками - в желтую и оранжевую полоску. Монастырь действующий. Целый мир за земляным валом и высокими белыми стенами, тихий и спокойный.

Каждую минуту неустанно звенели колокола. Мы обратили внимание, что звонил не только служитель монастыря, но и другие люди. Поднялись тоже. Доброжелательный мальчишка-звонарь позволил мне немного сыграть вместе с ним. Мы даже нашли общий ритм. Я была в восторге! Потом мы узнали, что только на пасхальной неделе звонить в колокол может любой желающий. Но в ту минуту я еще не знала этого, и возможность коснуться грубых веревок и чугунных языков казалась чудом!

В стенах, соединяющих башни монастыря, есть крытые переходы с арочными бойницами. Отойдешь чуть вглубь второго этажа - и видишь церковь, трапезную и колокольню в арке проема, будто в белокаменном окладе.

Вологда оставила теплое впечатление, я очень советую посетить ее, прикоснуться к древнему и святому. Даже не религиозный, далекий от православия человек почувствует силу этих мест - неразрывную связь истории, иконописи, архитектуры, быта монастырей и военного дела, развития живописи и ремесел. И все вологодское настроение - тихое, но полное вкуса и красок. Живое, как многоцветная фреска на влажной штукатурке.

После монастыря мы отправились в Кострому. На нее было отведено больше дней. Все расскажу в следующий раз. Желаю легких дорог и ярких приключений!