Золото и лазурь: Екатерининский дворец в Царском селе и осенний парк

by - 04:13

     Осень - красивейшее время в Царском селе. Все перетекает друг в друга: небо ползет лазурью по фасадам, облака окутывают колоннами стены, листва замирает золоченым декором. От этих красок хочется замолчать и слиться с чистотой. Вдохнуть последний раз запахи земли и травы перед долгим беззвучием холодного воздуха зимой. 

     Екатерининский парк и дворец - роскошная резиденция, где украшения и причуды рассыпаны в изобилии. Удивляться, впечатляться, замирать внутренне перед величием.


     Чтобы попасть в парк и дворец, нужно приехать в город Пушкин, который раньше назывался Царское село, затем Детское село. Удивительно, но происхождение названия не так просто, как кажется: в 17 веке здесь располагалось финское селение Саари Мойс, среди русские закрепилось называние Саарская мыза, а затем – Саарское Село. Вскоре Саарское село стало звучать как Царское. 

     История парка и дворца началась в 18 веке. Это место было официальной резиденцией трех российских правительниц - Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.



     При Екатерине I это было небольшое двухэтажное здание "на шестнадцать светлиц". В правление Елизаветы Петровны, под руководством великого Растрелли в 1756 году летний загородный дворец перестраивается и приобретает знакомый нам сегодня облик в стиле барокко. Лазорево-золоченый фасад. Необычный ритм выступов и впадин. Объемный свет, обрамляющий взбитый воздушный крем лепных деталей и скульптур. Яркий, праздничный шедевр.






     Парадные интерьеры дворца богатые, пышные, многие из них знакомы по названиям - Агатовые комнаты, Янтарная комната, Китайская голубая гостиная. Большой зал - место съемок многих сцен из фильмов: здесь гремел, например, бал Наташи Ростовой в "Войне и мире" Сергея Бондарчука. Его же изображали в детском мультфильме "Анастасия" о русской принцессе, дочери Николая II.



     Я мечтала побывать в Тронном зале с тех пор, как впервые увидела в наборе открыток, которые мама в советские годы привезла из Пушкина. Листала и заучивала бессмысленные для меня слова - Золотая анфилада, Зеленая столовая, павильон Нижняя ванна. Теперь сбылось.

     Это трепет. Сияющая анфилада - длинный сквозной ряд комнат, нанизанные друг за другом золотые дверные прорези. Сусальное золото, разнесенное по резному дереву беличьими кисточками. Кажущийся выпуклым плафон. Обилие воздуха - в зеркалах и стеклах, несмотря на тысячи деталей. И легкое головокружение - в перспективе света, отражений, лиц и шагов, ускользающих и вечных времен. 






      После зала один за другим открываются другие комнаты - каждую хочется долго-долго рассматривать. Арабесковый зал - с овальными зеркалами, живописными округлыми вставками плафона. Камин из белого мрамора сохранился со времен первоначального убранства, с ним же пережили годы и фрагменты лепного и резного орнамента, бронзовые бра и некоторые другие детали. 





     Белая парадная столовая. Обеды елизаветинского периода подавались на драгоценных фарфоровых блюдах. Императорские сервизы были огромными - в некоторые входило более тысячи предметов! Стол принято было украшать драпировками и цветочными гирляндами, фонтанами из шампанского, вина и цветной воды, масленками в виде фруктов. В центре стола можно заметить сложную фарфоровую композицию, напоминающую беседку.


      Зеленая столбовая. Стены обтянуты белым штофом (тяжелая шелковая ткань), а зеленые вставки в золоченом обрамлении - фольга под стеклом. Такие же стеклянные пилястры, но уже с малиновой фольгой, дали название Малиной столбовой зале.


     Картинный зал - живописные полотна использованы вместо настенного декора. Картины подбирались в первую очередь по размеру и цветовой гамме. Такое декорирование стены называют шпалерной развеской - помещение действительно напоминает единый гобелен. Большинство полотен сохранились, из 130 используемых в зале - 114 оригинальные.


     Китайская гостиная Александра I - снова шелковые стены с нежными узорами, резная мебель и потрясающей красоты печи. 


     Дворец пережил страшные годы во время Великой Отечественной войны. Нашла воспоминания пожарных, тушивших огонь 1 февраля 1944 года. Страшно.

     Каждый шаг, сделанный по еще недавно прекрасному дворцу, болью отдавался в сердце. Как пустые глазницы, чернеют оконные проемы, рамы выломаны, часть стен обрушена, зияют огромные отверстия обрушенных перекрытий. Центральная парадная лестница разрушена до основания. Стены залов ободраны до кирпича, только кое-где поблескивают обломки золоченых барельефов. Первый этаж перекрыт сводами. Здесь, по-видимому, были казармы и конюшни. Все загажено, разграблено, разбито. 


     Годы не дали ответа на вопрос, кто был виновен в пожаре 1944 года - русские или немцы. Вроде как немцам отдали приказ взорвать, но они посчитали его глупым и не активировали бомбу. Пожар мог быть бытовым - в помещениях осталось много ветоши, бочек из-под горючих материалов. Советская армия и сама могла наносить удары по дворцу - линия фронта проходила совсем рядом. В целом, еще до огня дворец и парк были значительно повреждены.

     Много загадок существует в связи с Янтарной комнатной - великолепным помещением, покрытым панно из янтарных пластин всех оттенков и уровней прозрачности. Ее не эвакуировали, накануне военных действий оклеили бумагой и ватой. Дальше - версии: сгорела ли в пожаре на месте? Вывезли немцы? Сгорела, спрятанная в помещениях Кёнигсбергского дворца? Растащена на куски?

     Сейчас можно увидеть восстановленную Янтарную комнату. Здесь замираешь от осторожности: нельзя фотографировать, нельзя впускать солнечный свет. Вместо фотографии рекомендую посмотреть 3D-тур современной Янтарной комнаты на сайте музея.

     Окружающий парк состоит из двух частей, отражающих разные ландшафтные стили: регулярный сад и пейзажный Английский парк. Регулярный - это то, что подстрижено ровными кубами, посыпано толченым стеклом, кирпичом и цветным песком: будто наборный паркет парадных залов. Английский парк начинается дальше, объединяя искусственные и естественные водоемы, разновысокие деревья, пологие берега, небольшие возвышенности. Есть ощущение прибранности - но границы вмешательства человека в природу едва заметны.




     В парке встречаются другие строения - например, такой вот уменьшенный "дворец", павильон Эрмитаж. Кроме него, есть еще павильон Грот, Верхняя и Нижняя ванна. Обязательно стоит взглянуть на густой восточный орнамент Турецкой бани, Скрипучую беседку в ярком китайском стиле.



     Остаться подольше. Нырять ботинками в шумные хрустящие кучи листьев. Золотиться на солнце, щуриться, жмуриться до улыбки. Ловить тысячи линий и форм, пьющих янтарный свет. Соседство вековой красоты, хранимой руками людей, и жизни вечной - растущей прямо из земли.




     Актуальная информация о режиме работы дворца и парка, стоимости билетов и льготах доступна на сайте. Учащиеся и многодетные семьи могут посетить дворец и парк бесплатно во второе воскресенье каждого месяца.

     Хороших и добрых прогулок каждому!

You May Also Like

0 коммент.