Впечатления октября

by - 16:35

     Запоздало, но рассказываю, чем завершился год: все самые интересные события в моей жизни с октября по декабрь. Восстанавливаю рубрику "Впечатления".





Гатчинский дворец и парк

     Теперь я знаю, что те пару выходных, что приходятся на последние числа сентября и первые числа октября - самые красивые в петербургской осени. Я держала это в уме и запланировала на 1 октября поездку в Гатчинский парк и дворец. Люблю Петербург за обилие парков в пейзажном исполнении - спасибо той эпохе, которая ввела их в моду, на смену четко распланированным дорожкам и стриженным под геометричные формы кустам и деревьям. Сколько здесь было листьев, хрустящих, золотых. И конечно - галереи и залы дворца. Жаль, что до Гатчины не слишком близко добираться. Зато здесь не так много посетителей, как в ближайших загородных усадьбах-музеях.






Лабиринты Венеры 

     Мы были в Гатчине 1 октября, и я видела в тот день вывеску "Лабиринты Венеры". Почему-то мне не пришло в голову сразу узнать, что это за выставка. К вечеру и на следующий день я уже прочитала все анонсы на разных сайтах, отзывы первых посетивших и пыталась вычислить, в какой день лучше всего сесть в электричку до Гатчины, чтобы снова проделать часовой путь.

     Это оказалась даже не выставка, а спектакль. Он шел с 1 по 14 октября, по несколько сеансов за день. Проект "Лабиринты Венеры" родом из Дании, но реализован преимущественно с российскими актрисами. Найти помещение для проведения было нелегко - спектакль идёт в двадцати восьми комнатах. Счастье, что нашли и состоялось. Выбрали Кухонное каре - квадрат коридоров и комнат, невосстановленный кусочек Гатчинского дворца. 




     Двадцать восемь - по числу открытых областей человеческого мозга. За один сеанс можно посетить только три комнаты по очереди - в зависимости от того, какую куклу выберешь на входе. Остальное расскажет оракул. Комнаты подписаны - Боль, Осязание, Слуховая память, Материнство, Ощущения кожи. 

     В комнату ты заходишь один - и остаёшься наедине с актрисой. Жанр спектакля - human-specific. Индивидуальный театр-перформанс, открытый единственному зрителю. Каждая комната - история девушки, которую проживаешь. Участвуешь. Прикасаешься. Понимаешь. Ложишься душой - или физически - рядом. Вовлекаешься в происходящее. Исследуешь органы чувств, включая их по одному. Находишь ответы. Искренне, сильно. Очень интимно, странно, щекотливо. Об этом сложно рассказывать. Может, не для всех. Я пошла: для меня здесь игра и изучение, открытия в себе и своих ощущениях.






"Может быть по-другому"

     В октябре также побывала на презентации журнала "По-другому". Проект Может быть по-другому начался с блога Ани Черных - она пишет о простой жизни, разумном потреблении, осознанном мышлении, экологических проектах, счастливом и лёгком материнстве и о многом другом. Теперь вокруг неё - команда единомышленников, дружественных проектов. Людей, которые уверены - каждый в своём вопросе: может быть по-другому. 

     Я познакомилась с хозяйкой домашнего детского сада, организатором сервиса домашнего питания, студии танцев, открытой для всех. С создателем сообщества хранителей истории родного города и борцов благоустройства "Люблю Петергоф". Пообщалась с деятелями Центра прикладной урбанистики. Психологом, исследующем искусство как терапию. Столько разных сил и идей, которые коммуницировали друг с другом, увидели друг друга, нашли новые пути сотрудничества. Вообразили лучшее. Просто вдохновились продолжать своё дело. А я пришла с нашим журналом Полуостров. И мне говорили, как это сложно. Интересно. Говорили, как приятно держать его в руках. И я сама не выпускала из рук его весь вечер, как опознавательный знак для других. 











Экстрим-скетчинг


     В октябре записалась на онлайн-курс "Экстрим-скетчинг 2" в Школе рисования Калачевой. Это был курс рисования спиртовыми маркерами. У меня давно лежал большой набор на 80 цветов - я покупала его, когда занималась иллюстрированием детской книжки. Тогда я рисовала как чувствовала, без особых навыков и знания приемов работы с маркерами. В курсе же многому научили, его вела Аня Расторгуева - мастер зарисовок и оформления скетчбуков.

     Большое достижение уроков - то, что взять с собой в путешествие и на прогулку маркеры нескольких цветов, пару линеров и скетчбук стало как-то очень легко. Я даже брала набор с собой в Прагу и рисовала вечером в гостинице, по свежим следам. Удивляюсь, как всего несколько уроков и ободряющих слов могут так увлечь.





Поездка в Прагу 

     Во второй половине октября случилась долгожданная поездка в Прагу. Этот город нельзя уложить в голове. Очень живой, пышный, неплоский. Многоликий. Мы остались в восторге. К тому же это была семейная поездка - вместе с родителями мужа. Я чувствовала себя экскурсоводом и турагентом, так как полностью готовила все маршруты, информацию, карты, бронировала билеты и гостиницу. Не только для себя - для четверых взрослых. Волновалась, ответственность. Но все получилось.

     В небольших прибалтийских городах вроде Риги или Таллина, где мы были раньше, старый город ограничен одним районом. На территории Праги же возникло несколько городов-крепостей, соседствующих, соперничающих и тесно связанных - Старе-Место, Нове-Место, Вышеград, Мала-Страна, Градчаны - которые теперь стали историческими районами одного города с аналогичными названиями. Пражский Град, например, был и крепостью, и резиденцией чешских королей, и культурным центром. Поэтому за неделю плотного исследования города, кажется, мы только слегка прикоснулись к богатейшей истории, архитектуре Праги. Здесь красота не кончается, вроде свернул с площади, ушел подальше - и вот новая базилика, шпили, крыши, улочки. В 14-16 веках Прага была центром Священной Римской империи, резиденцией императора - соответственно, бурно развивалась и строилась.










     Были мы в Пражском граде, на крошечной Златой уличке с цветными домиками. Видели собор святого Витта - огромный, невероятной слойности готический храм. Были в Клементиуме, гуляли по Вышеграду. Были в большом и очень живописном зоопарке. Смотрели на лебедей у Карлова моста. Пробовали пиво, вепрево колено, трдельники и маринованный сыр хермелин. Съездили в город Кутна-гора - посмотреть на Церковь-Костницу. Обо всем, конечно, нужно написать отдельно.




     Между собой шутили, что Прага местами похожа на Петербург, но как будто его взяли и взболтали, смяли, вывернули - в хорошем смысле : рельеф здесь неплоский, много спусков и подъемов, лестниц, холмов, крутых берегов, и все это придаёт дополнительный объём.

     Я много и с удовольствием снимала. Здесь все попадает в кадр: и стена, почерневшая от времени, и свежие золочёные рёбра купола. Гранёный белый фонарь. Невесомый пластик стаканчика. Полет пешеходов над мостовой. И столько в этом жизни, времени, вкуса.


Бесплатный вход в Русский музей и Эрмитаж

     В октябре и ноябре по четвергам вход во все дворцы Русского музея был бесплатным. Акцию "Искусство сохранять" организовал Сбербанк, участвовал в ней и Эрмитаж: с 12 по 30 ноября свободный вход был во Дворец Меншикова - на постоянную экспозицию и временные выставки. За это время я не раз наблюдала огромную очередь в Михайловский и даже в Строгановский дворец, где обычно посетителей немного. Зато как хорошо было сходить потом в выходной, за деньги, но в покое и немноголюдности. Такие акции хороши ведь не халявой, а скорее - общим привлечением внимания. Поворотом головы в сторону искусства. Осознанием, что в музеи можно ходить не по разу, не по два. Навещать чаще. Уединяться. Вкушать.










Квартира номер пять 

     Сама я обратила внимания на те дворцы Русского музея, где еще не была. В Мраморном дворце Русского музея (Миллионная, 5) шла выставка "Квартира номер пять" - об истории петербургского авангарда 1915-1925 гг, о новаторских идеях и приемах живописцев, графиков, музыкантов. О том, как несколько человек - среди них Николай Пунин, Петр Митурич, Артур Лурье, Натан Альтман и другие - стали вглядываться в мир вместе, горячо обсуждать, презирать, вдохновляться. Советовать, со-действовать, со-звучать. Встречались в реальной квартире номер пять на Университетской набережной. И все это так веет силой бродячей, молодостью, предчувствием чего-то большого, как бывает в замкнутых пространствах, уплотненных изнутри музыкой, стихами, красками, образами. 

     Можно было взглянуть на знаменитый портрет Ахматовой в синем платье и желтой накидке кисти Альтмана. Был там и Мандельштам в профиль, и Хлебников - словами, конечно; и след архитектора-конструктора Владимира Татлина. Отрывки из мемуаров Пунина и подробная информация на стендах - вводные данные, и вот уже оживает творческое сообщество в лицах, за картинами и набросками открывается важное. Будто встаёт на место нужный пазл в истории о первых советских годах России - и о конкретных людях, которые берегли в них душу, искусство и друг друга.









Мраморный дворец 

     Вы никогда не задумывались, сколько на самом деле сохранившихся деталей интерьеров, а сколько - восстановлено, совсем утрачено, сделано по образцу, подобрано? Как я услышала от смотрительницы одного из залов Мраморного дворца:

- А стульчики (изящные, резные, красного дерева) вот в точности как и были, но это мы купили, знаете, позже, повезло, прям в точности такие, как в девятнадцатом веке!

     Очень интересно узнавать, что же осталось от оригинального убранства. Парадная лестница Мраморного дворца - один из наиболее сохранившихся интерьеров в здании со времён перестройки середины 19 века. И правда - не так уж просто разрушить гладкие глыбы голубоватого-серого кальцита. Трапециевидные грани купола с овальными окнами соединяет перекрытие, на котором - живописный плафон "Суд Париса". Мрамор холодный, поднимаешься, гладишь перила осторожно, чтобы не замёрзнуть. А над головой вверх - ещё столько воздуха, что плафон кажется видением на небе, никак не ближе.




     Люблю эти летописи за месяц - сейчас, в сонном и морозном январе, вспоминать деятельный, светящийся октябрь так приятно.

До следующего поста, 
Полина




You May Also Like

0 коммент.