Любопытное в ноябре. Современное искусство, интеллектуальное смирение, бодишейминг

by - 04:48

     Вокруг меня появляется много разнородной информации - хочется фиксировать, осмыслять. Лекции по искусству и науке, книги, интервью, цитаты. Новые медиа, видео, выставки, проекты. Я прикасаюсь к новым именам или понятиям и ощущаю сумасшедшее любопытство, желание узнать больше, а потом и поделиться. Все интересные ссылки буду собирать в отдельные посты "Любопытное в..." с моими находками и мыслями по этому поводу.



1. Видеоперформанс Саши Пироговой

     Видео Саши Пироговой. Саша Пирогова занимается перформансом, владеет современным танцем, телом, пространством. Может показаться странным, нелепым, смешным. Неожиданность и угловатость музыки, движений. Простота и даже неопрятность кухни. В этом что-то есть. Узнать побольше о художнице и смыслах ее творческих подходов можно в интервью с ней.

2. Школа Родченко

     В связи с предыдущей находкой узнала о существовании Московской Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Здесь существуют направления обучения документальной и арт-фотографии, видео-арту и мультимедиа. Кроме того, существуют курсы разной продолжительности по основам фотографии, монтажу и др. Цитата с сайта:

     В школе приветствуется нестандартное мышление, «выход за границы арт-институций, поиск новых форм, технически сложные и кросс-медийные проекты». С самого начала своей работы Школа не ограничивала своих студентов в выборе инструмента, медиума: даже первые группы, набранные как фотографические, при выпуске из Школы могли защищать видео и интерактивные проекты. Последние три года на защите помимо фото, видео и интерактивных инсталляций были представлены живописные, графические дипломы, а также скульптура. В этом году на защите дипломов Школы была впервые представлена четырехканальная аудио инсталляция.

     Очевидно, что за 10 лет своей работы Школа стала ярким игроком сцены современного искусства, а ведь современность - это то, чем Школа и ее выпускники «занимаются профессионально». 

     На сайте школы собран большой видеоархив - записи лекций, мастер-классов, круглых столов, встреч и выставок. Собираюсь время от времени заглядывать. Еще интересно посмотреть текущий проект школы Родченко, сайта The Question, Мосгорпарка, Перовского парка и Мультимедиа Арт Музея: "Десять вопросов о зиме".





3. Сайт Monokler

     Обнаружила новый сайт Monokler, публикующий лекции, статьи и переводы на темы философии, психологии, истории, искусства, социологии. Я нашла сайт в поисках публикаций на русском языке об интеллектуальном смирении. Нужно изучить подробнее.




4. Интеллектуальное смирение

     На Courserа стартовал курс об интеллектуальном смирении. Я подписалась, несмотря на слабый английский; планирую изучить все материалы, насколько позволит время. Этот вопрос меня волновал на уровне взаимоотношений с друзьями и собеседниками: как быть восприимчивым, уважительным к чужому знанию, мнению, опыту? Почему важно быть скромным по отношению к своим убеждениям? Как проводить грань между уничижением своих мнений, их адекватной защитой и высокомерием? Погрузиться в эти вопросы с учетом научных концепций, исследований профессоров, авторов книги об интеллектуальном смирении - чрезвычайно интересно.




5. Бодишейминг

     Цитата из статьи о бодишейминге на Афише. Монологи девушек, страдавших от шуток, притеснений, давления и замечаний в адрес их веса, роста, внешности. Очень интересно, очень ответственно становится после прочтения этих слов:


     Я не знаю рецепта, который помог бы полюбить себя за одну ночь. Этот путь длиннее, чем кругосветное путешествие, и сложнее, чем ядерное разоружение. Самые деструктивные оскорбления я слышала от женщин. Любите своих подруг и относитесь к ним бережно. Поддерживайте друг друга. Самые трогательные комплименты в моей жизни — тоже от женщин.

6. Люди, потерявшие зрение и слух, в диалоге с искусством

     Следующий резонирующий материал - о том, каким искусство существует для людей, потерявших зрение или слух. В обсуждении звучит новая для меня мысль: люди с ограниченными возможностями - странный термин. А себя самого вы что, суперменом с безграничными возможностями считаете? Статья погружает в вопрос: что делать тем, кто не видит картин, скульптур, архитектуры, не слышит музыку и речь? Похожие вопросы возникли, когда я узнала о проекте музея современного искусства "Гараж" - выставка "Единомышленники", в подготовке которой участвовали люди с инвалидностью. Действительно: а что им делать в обычном музее? Я узнала о существовании тифлокомментариев - некоторые музеи выпускают что-то вроде аудиогидов, но для слепых, то есть очень подробных, описательных. Например: 

     Перед вами прямоугольный холст, ориентированный вертикально. В центре девушка в открытом белом платье. Нарисовано крупными, широкими мазками...

     Это интересно послушать человеку с нормальным зрением. Как откликается ваше воображение? Или попробовать трогать скульптуры и объекты, как это было возможно на "Единомышленниках". Как мы относимся к своей телесности, осязательности, не притуплена ли она? Не слишком ли мы оторваны от своего тела? 

     В этом разговоре возникает еще более тонкая история: как уйти от сосредоточения на одном лишь методе компенсации - тифлокомментирования, создания скульптурных изображений известных картин (что очень дорого и сложно) - и фокусироваться на взаимодействии с такими людьми вообще? Создавать для них удобную, лояльную культурную среду. Был еще один проект этой осени - «Общее целое» в музее скульптуры Вадима Сидура в Москве при сотрудничестве с благотворительным фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». Проводились открытые дискуссии, перформансы, круглые столы; экспонаты можно было трогать, слушать; специально обученные медиаторы проводили экскурсии. Это сложные, долгие процессы, о которых хочется думать, которым хочется помогать.

7. Марсель Дюшан и Сальвадор Дали

     Еще одна занимательная история - лекция Ирины Кулик из цикла "Несимметричные подобия" о Марселе Дюшане и Сальвадоре Дали (первая и вторая части). Вообще лекция записана несколько лет назад, но была перезалита на Youtube-канале музея "Гараж" с адаптацией для людей с нарушениями слуха и зрения (перевод на жестовый язык, субтитры, тифлокомментарии). Это связывает мою находку с предыдущим пунктом. По сути же предмета лекции - очень интересные параллели и сравнения двух современников, путей и средств, личного видения искусства, живописи, музея, роли художника. 










8. От "Черного квадрата" к черной дыре

     С другой стороны к вопросу современного искусства подходит известный режиссер А.Кончаловский в другой лекции. Иногда за ним хочется записывать: 

     Чувство прекрасного - это не обязательно красивость. Чувство прекрасного - это интенсивность. Это может быть трагическое чувство, к примеру, как в драматургии - слезы, убийства, трагедия. Но мы чувствуем в этом величие и красоту человека. Искусство оно может отрицать, но оно дает вам прежде всего чувство; не мысль, не омерзение, а чувство.

     Кончаловский размышляет об упадке искусства, роли рыночной стоимости, вытеснившей талант, мастерство, эстетику. Цитирует Татьяну Толстую: "Черный квадрат" Малевича - этакая "мерзость запустения" на святом месте, икона нашего времени в белом окладе. Люк во тьму, преисподняя, ад. Искусство, сообщающее о том, что искусство умерло. "Натужная играя на пустотах" - это о постмодернизме уже писал Солженицын. Такое, что просто смотреть и чувствовать больше не получается. 

     Лекции были записаны в рамках проекта Академия. Раздел достаточно обширный, буду искать там еще что-нибудь интересное.

9. Топоним Автово

     Заинтересовали некоторые топонимы Петербурга, история отдельных районов города. Я уже удивлялась истории названия Царского села (не от "царя", а от шведского Саари). Теперь прочитала об историческом районе Автово:


     На допетровских картах на месте нынешнего Автова видна деревня Autova (Аутова) (план 1699 года), или Autovo (Аутово). Ссылаясь на эти данные, многие исследователи выводят современное название местности от финского «аутио», что означает «безлюдный», «заброшенный». Есть также версия, что Автово происходит от одного из финских обозначений медведя (эрязнский язык - Овто) или от названия сачка (фин. Otava).

     Высказывались и другие мнения. Историк М. И. Пыляев, например, в своей книге «Старый Петербург», изданной в 1887 году, так рассказывает о происхождении названия «Автово»: «Объезжая наиболее пострадавшие прибрежные места на Петергофской дороге, Александр I посетил одно селение, которое было совершенно уничтожено наводнением. Разоренные крестьяне собрались вокруг императора и горько плакали. Вызвав из среды их старичка, государь велел ему рассказать, кто и что потерял? Старик начал по-своему: „Всё, батюшка царь, всё погибло! Вот у афтово домишко весь унесло и с рухлядью и с животом, а у афтово двух коней, четырех коров затопило, у афтово…“ и т. д. „Хорошо — сказал император, — это всё у Афтова, а у других что погибло?“ Тогда объяснили государю, что старик употребляет „афтово“ вместо „этого“. Посмеясь своей ошибке, государь приказал выстроить на высокой насыпи нынешнюю деревню и назвать её „Афтово“.» Документальный материал показывает несостоятельность этого утверждения.



10. Японский городовой

     Напоследок совершенно поразившая меня цепочка интернет-находок. На острове Гутуевском в черте Петербурга находится красивый Богоявленский храм. Я замечала его, проезжая мимо, но не интересовалась историей и современным состоянием. 

     В мае 1935 года церковь была закрыта. Полностью были утрачены шатры и главки, внутреннее убранство и иконостас, большинство архитектурного декора, в том числе и майоликовые иконы и узоры купола. Впоследствии в церкви находились овощебаза, склады, мыловаренный завод и морг, она была обнесена бетонной оградой. Историческая кованая ограда в 1936 г. была перенесена к новой школе на углу Болдырева пер. и 2-й Турбинной ул. (современный адрес — Промышленная ул., 18). Примерно в 2006 г. ограда была сдана в металлолом.

     Страшные вещи. Сейчас, после долгих лет реставрации, церковь восстановлена, и я постараюсь ее как-нибудь осмотреть лично.

     И вот самая интересная находка: церковь была построена в честь чудесного спасения великого князя Николая Александровича, будущего Николая II, при покушении в Японии в 1891 году

File:Prince Nicolas at Nagasaki.jpg

     Покушение совершил полицейский Цуда Сандзо, и этот эпизод поспособствовал появлению ругательного выражения "японский городовой!".

You May Also Like

0 коммент.